Богатырь
В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, литовский город Расейняй оказался в центре наступления 4-й танковой группы генерал-полковника Гёпнера. Брошенные в контратаку 2-я танковая и 28-я танковая дивизии Красной Армии действовали без авиационного прикрытия, под ударами немецких бомбардировщиков. В своем первом бою 28-я танковая отбросила врага на пять километров, уничтожив четырнадцать танков и двадцать орудий. 2-я танковая доложила об уничтожении сорока танков и сорока орудий противника. Потом они отошли. Никому не под силу драться, когда кончаются снаряды и горючее плещется на дне баков. Германские танковые клинья обходили Расейняй с запада и востока. Город зачистит от русских пехота, а у танкистов один приказ: вперед! Никто не знал, что в тылу стремительно наступавших немцев остался русский танк. Один, зато КВ. 23-24 июня 1941 этот КВ-2 из 2й танковой дивизии запер одну из дорог в южной Литве, у города Расейняй, сдерживая продвижение немцев. Сначала была неожиданно сожжена колонна грузовиков с припасами. Вокруг была болотистая местность и КВ занимал господствующую позицию. Снабжение передовых немецких войск боеприпасами, топливом и продовольствием было блокировано; невозможной стала эвакуация тяжелораненых, которым были нужны срочные операции, они умирали. Советский танк выдержал множество атак: батарея 50мм противотанковых пушек не смогла подбить тяжелый танк с расстояния 500м и была уничтожена его огнем; советские танкисты позволили установить 88мм зенитное орудие на расстоянии 700м и расстреляли его вместе с расчетом; ночная атака саперов успехом тоже не увенчалась. Попадание снаряда 105мм гаубицы повредило нашему танку гусеницу, но он продолжал бой. Только спустя 2 дня (на протяжении которых вся 6я немецкая танковая дивизия не могла двигаться вперед !), используя 50(!) танков для отвлечения (они имитировали атаку с разных сторон), немцы смогли подбить КВ, скрытно установив 88мм зенитку.
Пикирующие бомберы не были использованы немцами, т.к. не было получено разрешения использовать "эскадрилию Ю87 против одного танка".
Экипаж КВ имел несколько возможностей покинуть танк, но герои предпочли исполнить свой долг.
Погибших героев было шестеро, их похоронили местные жители. Через двадцать лет после войны прах танкистов перенесли на братское кладбище. В могиле нашли портсигар с уцелевшей справкой на имя Ершова Павла Егоровича, два офицерских ремня и две ложки. Одна помечена инициалами Ш.Н.А., на другой вырезано: Смирнов В.А. Это все, что известно о героях, принявших бой под городом Расейняй. Как звали остальных? Какой приказ получили танкисты? Или сами решили драться, не ожидая помощи, не надеясь выжить и не думая о славе?
2-я танковая дивизия 3-го механизированного корпуса под командованием генерал-майора Солянкина была окружена и разбита частями танковой группы Гёпнера 25 июня. Егор Николаевич Солянкин погиб.
28-я танковая дивизия 12-го механизированного корпуса избежала окружения, хотя и понесла тяжелые потери от немецкой авиации. Командовал ею полковник Иван Данилович Черняховский. Он станет командующим Третьего Белорусского фронта, генералом армии. Погибнет от одиночного снаряда в феврале 1945, в Восточной Пруссии.
выражаю благодарность Некрасову Евгению
Journal information