Буквально вчера я летел в самолете с одним очень известным старцем-духовником. Мы в разговоре затронули тему демографии. Говорили, что у нас уменьшается численность населения, особенно в деревне, на селе. И он мне сказал одну вещь, которая сначала меня несколько озадачила. Он сказал, что все это будет продолжаться до тех пор, пока не будет снято проклятие с нашей земли. Я спросил: «А что Вы имеете в виду под проклятием?» — и получил ответ: «Пока труп не будет вынесен с Красной площади. Страна не может развиваться, пока над ней тяготеет этот грех и это проклятие».
М.А. Федотов: Несколько дней назад я был в Германии, встречался с Президентом ФРГ. И он произнес такую фразу: «Как мы, немцы, покаялись в грехах, связанных с нацизмом, так и вы, русские, должны покаяться в грехах, связанных с большевизмом». На что я ему возразил: «Господин президент, я с Вами не могу согласиться. Мне кажется, мы не должны каяться, потому что мы этого греха не совершали — его совершили задолго до нас. Но мы должны отречься от преступлений, которые были совершены в нашей истории, как во время Таинства крещения отрекаются от дьявола». Как Вы считаете, кто был прав?
Митрополит Иларион: Я думаю, что, во-первых, нам есть чему поучиться у некоторых народов, в истории которых были позорные страницы. Поучиться тому, как они эти страницы перелистывали и как они — не пытаясь обелить виновных в преступлениях — воспринимали свою историю именно как свою, в которой нужно различать между добром и злом, между белым и черным.
Опыт Германии здесь очень поучителен. В то же время думаю, что мы ни в коем случае не должны сопоставлять наш опыт с опытом Германии, потому что война, которую вела Германия на нашей территории, была захватнической, а война, которую мы вели на нашей, а потом уже и не на нашей территории, была освободительной. И наша страна победила. Эти акценты всегда должны быть правильно расставлены.
С другой стороны, ни в коем случае нельзя закрывать глаза на преступления ленинского и сталинского режима, который массово уничтожал людей целыми классами, как, например, кулачество, казачество, практически была уничтожена вся интеллигенция — мало кому удалось выжить в 30-е годы. Выживали единицы, и то чудом, когда по каким-то непонятным критериям власть оставляла им жизнь.
Ну, что тут сказать? Трудно не согласиться с темой поднятой митрополитом Илларионом и господином Федотовым. Ведь, совершенно очевидно, что если нам на пути к лучшей жизни мешает тело Ленина в саркофаге на Красной площади, то безусловно оно должно быть оттуда убрано и предано земле. И если только это является главным условием улучшения качества нашей жизни, то я совершенно не понимаю, что тут ещё можно обсуждать? И, даже, если не вся жизнь, и не всё качество улучшится, то можно добавить к этому снос Дворца съездов в Кремле. Ибо там и утверждались все пагубные для нашей страны решения. Это тоже добавит нам жизни. Сравнять с землёй Беломоро-Балтийский канал, возведя по всей его протяжённости мемориалы памяти умученным при его строительстве заключённым. Несомненно, после этого качество жизни ещё возрастёт. Ну, а чтобы уж совсем зажить припеваючи, надо сравнять с землёй все наши космические достижения и всё что с этим связано. Ведь, с этого же пошло "В космосе был, бога не видел!"... Вообще, если хорошо подумать, в отличии от сытого и вечно кающегося Запада, у нас резервов для улучшения жизни ещё очень и очень много.
Journal information