Почти никто не встал на защиту страны, которую внезапно взяли и «отменили» три мужика в Беловежской Пуще. Люди проявляли либо радость, либо, чаще всего, апатию и безразличие, смешанные с лёгкой тревогой из-за неопределённости. Почему же люди внутренне соглашались с тем, что происходит?
Советский Союз имел ряд застарелых болезней, которые исторически связаны с целями его создания и несли на себе отпечаток личностей создателей. Вот эти болезни:
1. Пропаганда личного материального достатка как наивысшей цели человека.
2. Противоречия между высокими нравственными идеалами, к которым нас призывали, и их вульгарно-материалистическим истолкованием и воплощением.
3. Несправедливое перераспределение средств и нерешённый национальный вопрос.
4. Деградация деревни и её уничтожение.
5. Лживая идеология, побуждающая к постоянному лицемерию.
Два первых пункта у автора неплохо развёрнуты, но всё же немного добавлю и продолжу.
Пропаганда личного материального достатка как наивысшей цели человека.
В основе марксизма изначально заложено животное скотство человека, где пределом совершенного общества является равенство всех не в чувстве свободы, не в духовном обогащении, а в сытости живота. Советские строители коммунизма, сознавая убогость данной доктрины дописали некие идеалистические ништяки, как развитие образования. Но это ими же самими воспринималось лишь, как удовлетворение потребности общества в грамотных специалистах. При этом мало стимулируя самих этих специалистов к профессиональному росту, не считая отдельно выявленных самородков. Надеюсь, стимуляторы товарища Берии приводить в пример умные читатели не станут.
Строители коммунизма в СССР естественную потребность человека в духовном росте подменили фразой Горького "Человек — это звучит гордо", нимало не заботясь раскрытием самой сущности человека, как творенья Божьего. Ограничив саму цель роста, как человека, стремлением ко всеобщему счастью. Да и то, лишь, на первых порах. Впоследствии, осознав абсурдность самой идеи всеобщего счастья ограничились достижением товарно-материального благополучия к 1980 году. Когда же и к 1980 году этого, достаточно усечённого коммунизма не наступило, идея начала выхолащиваться и весь идеологический небосклон затмила "холодная война" и угроза ядерной войны с США. Последний генсек, правда, попытался оживить стремление к "светлому будущему" пообещав к 2000 году квартиры каждой семье. Но советское общество уже не верило ничему.
Противоречия между высокими нравственными идеалами, к которым нас призывали, и их вульгарно-материалистическим истолкованием и воплощением.
Тут с трудом понимаю, о каких таких противоречиях идёт речь, поскольку, если бы сами рядовые граждане СССР читали классиков марксизма, они бы, если и нашли что-то о высоких нравственных идеалах, то не более уровня общих фраз, выраженных вскользь. А пропагандистам, которые и призывали к чему-то высокому, не имея при этом чёткой формулы этого высокого, давно уже никто не верил.
То же самое сейчас происходит на Украине. Обществу показалось, что так называемое "возрождение нации" является высокой и светлой целью. Сейчас уже кое кто и начинает догадываться о профанации предложенного и заявленного, но это же очень непросто признать т ому же советскому пионеру, дожившему до глубокой старости, что благодаря его юношескому максимализму, проявленному когда-то, некто из близких родственников сгнил на лесоповале. И на старости лет этому герою-пионеру ничего иного не остаётся, как заглушать свою совесть яростными обличительными речами в адрес всего окружающего, что не стремиться к построению светлого будущего...
Несправедливое перераспределение средств и нерешённый национальный вопрос.
Да, тут так и есть. Заявленный социалистический принцип распределения результатов общественного труда в СССР так и не был реализован. Хотя, агитаторы и пытались убеждать, что "от каждого по способности, каждому по труду" нельзя понимать слишком буквально, всевозможным неработягам, а это как правило именно мало-мальски образованная часть общества, трудно было понять, почему им, в силу полученных в ходе образования знаний, умения, навыков, а поэтому и приносящим большую пользу обществу, платят намного меньше, чем раздолбаям от рождения, которому по собственной ленности хватило ума лишь на освоение лопаты, кирки, мастерка или малярного валика.
Деградация деревни и её уничтожение.
О значении русской деревни для русского самосознания писали множество советских писателей. Но в СССР с самого начала деревня рассматривалась лишь, как кормовой цех пролетариата. И потому всякое духовно-скрепное значение деревни со всеми его символами безжалостно уничтожалось и выхолащивалось. Причём деревню изводили до глобальнейшей разницы уровня жизни в сравнении с городом. Жителям деревень, ставшим колхозниками, до самого правления Хрущёва не выдавали паспортов. Почему счастливчики, попавшие в армию, всеми правдами и неправдами старались в свою деревню не возвращаться. А без армии сбежать из деревни было до времён брежневского застоя неимоверно сложно.
Лживая идеология, побуждающая к постоянному лицемерию.
Это уже в основном в 70-х и после, вплоть до самого развала СССР, когда общество начало понимать, что коммунизма в сколько-нибудь обозримом будущем ему не видать, как своих ушей. А после Олимпиады 80-го года в Москве общество поняло, как же его наебали, рассказывая о загнивающем капитализме. Впрочем, тут же можно и подытожить.
Пришедший к власти Михаил Горбачёв чётко сознавал, что общество и власть уже давно живут в разных параллельно существующих реальностях. И, что для движения вперёд необходимы какие-либо преобразования. Поначалу ему казалось, что всё зло в пьянстве. ОК! Ввели "сухой закон". Не помогло. Разрешили говорить, и общество заговорило. Причём, как с хера сорвалось. Заговорили о том, что неправильно шли, что Сталин извратил марксизм с ленинизмом и повёл нас не по тому пути. О том, что пора получать от каждого по способности, а платить, наконец, по труду. Потом вспомнили про миллионы репрессированных, расстрелянных, раскулаченных, оболганных, замордованных... Так началась перестройка. Несмотря на паталогическую нерешительность Горбачёва, перестройка нарастала, как снежный ком. В ходе этого трэша и чада кутежа национальные окраины вспомнили о своём собственном пути и многовековом угнетении Россией. Чем этот банкет закончился знают все.
Но, общество до сих пор не может опомниться от того, что потеряло свою главную, пусть и сказочную, идеологию. Странно, что и автор поста по ссылке её так и не заметил. Об этом говорил Путин. А сам автор лучше всех и весьма талантливо выразил её в самом последнем предложении своего поста. Более того, в последнем слове.
UPD: Сам по себе распавшийся СССР не угрожает никому. А вот спекуляции на существующих в обществе противоречиях и на том, что в СССР они отсутствовали, угрожают всем нам.
Приведу для примера Украину. На Украине были спекуляции иного рода. Там во времена СССР на них тяжким грузом лежала необходимость кормить весь СССР и в частности Москву. Поэтому, несмотря ни на какие завоевания, достижения, обогнать Францию по уровню жизни им не удавалось. После развала СССР всё могло бы быть хорошо, но свои воры олигархи, опирающиеся на российских олигархов и т.д. и т.п. Думаю, дальше понимаете сами.
Здесь всё в одном ряду. Олигархи, кооператив "Озеро", ПЖиВ! ПЖиВ! ПЖиВ!, Путин вор, Богатые богаче/бедные беднее, в СССР такой херни не было...
Journal information