
Прошедшим летом Госдепартамент Соединённых Штатов учредил пост координатора по Арктическому региону, им стал старший советник госсекретаря Майка Помпео Джим Де Харт, сообщается в Twitter внешнеполитического ведомства.
Уточняется, что Джим Де Харт будет отвечать за руководство и координацию политики и дипломатического взаимодействия Департамента по арктическим вопросам в рамках продвижения интересов США в регионе. Отмечается, что они связаны с безопасностью и устойчивым экономическим развитием Арктики.
Интерес к Арктике США проявляют хоть и запоздало, но с возвращением России в Арктику, после разгула 90-х, всё настойчивее и выразительнее. Буквально в 2015 году на сайте издания «Washington Times»
появилась статья экс-командующего полка ВВС США на Аляске генерала Томаса Макинерни, который призывает власти США остановить российскую «экспансию» в Арктику, а также самим незамедлительно заняться освоением углеродных месторождений в высоких широтах. Несколько позднее проблемами безопасного мореплавания по Севморпути озаботился командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт, договорившийся до того, что Северный морской путь должен быть международной транспортной артерией, и США претендуют на проведение здесь учений по обеспечению свободы мореплавания.
Казалось бы, какое дело американскому адмиралу до безопасности мореплавания во внутренних водах России, к коим несомненно в соответствии с Международным морским правом и относится Севморпуть? Ведь, в соответствии с теми же правилами мореплавания, безопасность оного обеспечивает государство, в территориальных водах которого и осуществляется данное мореплавание. Всё таки Россия не Сомали, а Севморпуть не Аденский залив. Вдобавок, именно Россия, начиная от Российской империи, весь советский период и после некоторого сокращения своей активности в 90-е годы, но усилив её в последние 20 лет, всё время проводила разведку Севморпути, его разработку, развитие инфраструктуры и создание условий безопасного мореплавания. И никто все эти долгие годы не поднимал вопроса о необходимости международного управления Севморпутём.
Но именно в последние годы США особенно озаботились необходимостью международного контроля над этой морской трассой. Трассой очень и очень непростой в эксплуатации. В чём же тут дело? Неужели только в сокращении торгового пути из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион и обратно? Ну так почему бы не потребовать также международного контроля над китайским "Шёлковым путём" и самой программой "Один пояс и один путь"?...
Так в чём же дело? А дело в том, что Россия по праву претендует на расширение границ своего континентального арктического шельфа вследствие доказанности продолжения Евразийского континента на 1,2 млн кв. км. арктического шельфа (около 45% площади Северного Ледовитого океана). Дело в том, что соответствующая подкомиссия ООН , что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением российского континентального шельфа. В 2014 году именно аналогичные причины вынудили ООН признать за Россией полное право на континентальный шельф в Охотском море.
Каковы же правовые основания территориальных притязаний России? Вот, что пишет об этом Юридический вестник ДГУ:
[ Spoiler (click to open)]




https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnye-pretenzii-arkticheskih-gosudarstv-na-kontinentalnyy-shelf-arktiki/viewer
А вот как в РИСИ оценивали богатства арктического шельфа России ещё в 2011 году. Как вы понимаете, ещё без претензий на прибавку в 1,2 млн кв. км.
[ Spoiler (click to open)]


https://www.hse.ru/data/2011/11/01/1269302651/%D0%90%D0%A0%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90_%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%98.pdf
Совершенно однозначно то, что США в освоении Арктики безнадёжно отстали от России. Как, собственно, и все прочие претенденты на разработку арктического шельфа.

Поэтому США делают ставку на усиление военной компоненты в Арктике. А именно, наращивание численного превосходства сверхмалошумных МАПЛ и ускоренной реализации программы развития ПВО и ПРО в Арктике. А также создания антироссийского альянса из стран участников освоения арктического шельфа. Соответственно представленных членами НАТО.

Подытоживая, следует подчеркнуть, что для нас Арктика являет собой две важнейшие составляющие. Во-первых, как богатейшая кладовая природных ресурсов. Во-вторых, как важнейшая транспортная артерия, связывающая наиболее кратчайшим путём европейскую часть России с Дальним Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Которая по мере своего развития обеспечит нашей стране мощнейший экономический рывок. Поэтому, можно смело утверждать, что борьба за Русский Север ещё только начинается. И вчерашняя новость про испытание в Белом море гиперзвуковой ракеты "Циркон" с фрегата «Адмирал Горшков» по береговой цели, находящейся на полигоне Чижа в Архангельской области говорит о том, что мы гтовы к противостоянию.
Journal information