В конце тоннеля всегда есть свет. Хотя бы ... (ctakan_divanych) wrote,
В конце тоннеля всегда есть свет. Хотя бы ...
ctakan_divanych

Навстречу судьбе!...

Начну своими словами. Джошуа Слокам, капитан парусник, вышел на пенсию с болью в душе о том, что эпоха паруса уходит, уступая место паровым машинам. Он был одинок. На свои немногие сбережения за морскую службу он приобрёл небольшой (всего 11 метров по КВЛ) кеч "Спрей", и планировал на нём заниматься рыбной ловлей. Я уже и не помню, да не сведущим это и ни к чему знать, когда и кто переделал оснастку на "Спрее", но он был переделан, для удобства управления в шлюп. С рыбной ловлей дело так и не пошло, и Джошуа решил уйти в океан в одиночку. В кругосветку. Это было первое кругосветное путешествие одного человека! Джошуа не заботился о славе. Если бы у него оказался напарник, или ещё кто захотел быть членом команды, думаю, он бы не возражал. Но, поскольку оплачивать наёмных матросов ему было не на что, а, как навигатор, он и сам силён, он пошёл один. Теперь в поисковик:
общеизвестное
Как же интересно, порой происходит! Берёшься за тему, казалось бы давно знакомую, и узнаёшь о ней столько нового! Чёрт! Тут вообще всё опрокинуло мои ранние знания по теме!
Маршрут Слокама:


Джоуша Слокам родился в 1844 году в Новой Шотландии в семье потомственных мореходов. Но к тому времени отец его уже жил на «земле» и хозяйничал на ферме. С восьми лет, работая на ферме у отца, он мечтал о море и кораблях и все свободное время проводил на воде. Отец не одобряет его страсти к морю и однажды (Джошуа было тогда 12 лет) отец обнаружил, что сын вместо того, чтобы работать, мастерит модель парусника. Любовно изготовленная поделка была разломана на куски, а Джошуа получил основательную порку. Слокам убежал из дома: ферма лишилась работника, а мир приобрел моряка. Но похоже, что он не обиделся на отца, поскольку в начале книги пишет: "Отец мой был таким человеком, который, очутись он на необитаемом острове, сумел бы вернуться домой, если бы у него был складной нож да еще какое-нибудь дерево под руками. Он превосходно разбирался в судах, но старая глинобитная хижина и ферма, которую он имел несчастье унаследовать, словно якорь, удерживали его".

Джошуа Слокаму удалось получить место юнги (иногда он работал и коком) на рыболовном судне, плававшем в заливе Фанди. На ферму он не вернулся. К 17 годам он в качестве матроса успел пересечь Атлантику на корабле с прямым вооружением. Но то ли еще ожидало его! Вскоре он оказался на борту английского судна, шедшего в Китай. Теперь Слокам окончательно связал свою судьбу с морем. Приступ лихорадки задержал его в Баталии, но через некоторое время он был уже в экипаже парохода "Саушей". На этом судне он много раз плавал в водах Дальнего Востока, был и в России (Владивосток). Знаком ему был и грозный мыс Горн: он дважды огибал его на английских судах.

Слокам - капитан


Слокам уже два года болтался на берегу, когда ему предложили изрядно потрепанный, преклонного возраста шлюп "Спрей" длиной 10,5 метра. Шлюп этот, закрытый брезентом, стоял на подпорках в Ферхейвене, являя собой довольно жалкое зрелище. Согласно условиям, Слокаму должны были помочь оборудовать "Спрей" и спустить на воду. Но когда он приехал в Ферхейвен и увидел судно, он, по его словам, понял, что приятель, всучивший ему это корыто, смеется над ним. Оказалось, посудина простояла более 7 лет и превратилась, по существу, в развалину. Однако Слокам знал, что смеется тот, кто смеется последним, и сразу принялся за ремонт. Да еще с каким усердием и решительностью: "...я срубил крепкий дуб, росший поблизости, чтобы вытесать из него киль..." Слокам строил добросовестно и старательно, заменив большую часть набора и обшивки. Никто лучше его не знал, как важна прочность корпуса; недаром капитаны-китобои, пришедшие из Ныо-Бедфорда, чтобы посмотреть, как у него идет дело, высоко оценили его работу. Материалы стоили Слокаму 553 доллара, а строительство заняло год и один месяц.

"Спрей" после переделки вооружения в южноамериканских водах (бушприт и грота-гик укорочены, поставлена бизань) имеет вооружение иола (длина 11,02 м; ширина 4,25 м; водоизмещение 9 т). К бамбуковому шесту - утлегарю, принайтовленному к бушприту, можно было прикреплять летучий кливер.

Впервые в одиночку вокруг света


Слокам плавал на "Спрее" до 1909 года, когда ему исполнилось 65 лет. В том роковом году капитан на судне, снаряженном для дальнего плавания, шел из Бристоля к устью реки Ориноко. Он неоднократно пересекал судоходные линии. Океан уже не был (сравнительно) безопасен, как в былые времена. Смял ли Слокама какой-нибудь пароход, неизвестно. Известно лишь одно - ни его самого, ни его славного суденышка никогда больше не видели.


Для моряков, находятся ли они на яхте или же сидят в удобном кресле, раскуривая трубку перед пылающим камином, книга Слокама - бесценное наследие, и как практическое руководство, и как бесхитростное, толковое, необычайно увлекательное описание одиночного плавания вокруг света. Последнее издание книги вышло в 1948 году. Впервые же книга появилась в 1900 году. Какой бы меркой мы ни захотели мерить, книга «Sailing Alone Around The World» (русский перевод: «В одиночку под парусом вокруг света», Географгиз, 1960) - одна из замечательнейших в мире книг. А что же сказать о самом "Спрее" - этом славном маленьком судне, которое "ни разу не давало течи"? Первоначально - это был так называемый "североморский рыбак", построенный, по словам Слокама, примерно в конце XVIII века. Впрочем, таким было лишь его предположение, так как никаких документов не сохранилось. "Спрей" имел тогда вооружение шлюпа, то есть одну мачту, отодвинутую довольно далеко к носу. Последним его владельцем был капитан Ибен Пирс, житель Нью-Бедфорда. Именно он подарил судно Джошуа Слокаму. Подарок был не особенно щедрым, поскольку, можно с уверенностью сказать, судно к тому времени отжило свой век. Слокаму пришлось заново отремонтировать шлюп, что он и сделал с чрезвычайной тщательностью и знанием дела. Согласно правилу Ллойда, судно, называемое "Джейн", после капитального ремонта ставшее новым, по-прежнему числится под тем же названием. Слокам отметил, что судно перестраивалось так постепенно, что трудно сказать, когда перестало быть "Джейн" и стало новым.

Слокам тщательно отбирал материал для постройки. Киль судна был вытесан из равнинного белого дуба. Из того же дерева были шпангоуты и брештуки - выгнутые куски дерева, соединяющие планширь с форштевнем. На обшивку "Спрея" пошли полуторадюймовые доски, изготовленные из джорджийской сосны. Сосновыми же были фальшборты и палубный настил. Общая длина судна составляла 11 метров, ширина на миделе 4,25 метра. Высота трюма была 1,4 метра; рубка на 0,9 метра превышала палубу, чтобы в каюте можно было выпрямиться. Спал Слокам в основной каюте, расположенной в кормовой части. В носовой готовил пищу; провизия хранилась в трюме. Чистая вместимость составляла 9 тонн.

Корпус "Спрея" был типичным для его класса: довольно плоские обводы в кормовой части, не слишком значительная осадка. Носовая часть, заканчивавшаяся изящным бушпритом, имела полные обводы. Когда "Спрей" вышел из Бостона, он имел вооружение шлюпа, но в южноамериканских водах Слокам укоротил бушприт и грота-гик, установил в корме небольшую бизань-мачту, переоборудовав, таким образом, свое судно в иол. Кроме того, он мог при желании ставить кливер-топсель, укрепленный на утлегаре. Штурвал находился в корме. Слокам закреплял его при помощи оттяжек, надеваемых на верхние спицы. Перед штурвалом стоял закрытый колпаком компас с небольшим окном для наблюдения. Попасть в кормовую каюту можно было по сходному трапу, расположенному по левому борту. В носовой каюте трап был расположен в диаметральной плоскости. Тузик был переделан Слокамом из дори типа "Кейп Энн". Перевернутый вверх дном, тузик лежал на палубе между обеими рубками и был прочно принайтовлен. Позади тузика, перед главной рубкой, находилась судовая помпа, по бокам которой стояли две бочки с водой. Грот представлял собой четырехугольный парус гафельного типа, а бизань была небольшим рейковым парусом. Судя по всему, "Спрей" мог идти самостоятельно - это качество судна неоценимо для мореплавателя-одиночки. Слокам писал, что ему не приходилось подолгу отыскивать положение руля, при котором судно шло бы постоянным курсом. При слабом ветре "Спрей" редко приводился к ветру сам по себе, но при свежем ветре он вел себя, как всякое хорошо сбалансированное судно. Во время перехода от острова Тёрсди до Кокосовых островов, занявшего 23 дня, Слокам всего один час стоял на руле! Это ли не рекорд! И как Слокам гордился своим судном! Это видно в каждой строчке. Заключительные слова его книги таковы: "Когда я плыл на своем судне, дни проходили счастливой чередой." Джошуа Слокам был действительно счастливцем.


На основе книги Джоуша Слокама "Один под парусом вокруг света", печатных и интернет-изданий.
Tags: песни. море.парус.
Subscribe

  • Четырёхмачтовый барк "Товарищ".

    О том, что плавать нам предстоит в третьем десятилетии двадцатого века, свидетельствовала. пожалуй, только радиорубка да небольшой паровой…

  • Трехмачтовый барк «Товарищ»

    Трехмачтовый барк «Товарищ» можно отнести к известной в мире серии из пяти морских парусных судов. Они схожи по своим мореходным качествам и…

  • Шхуна "Америка"

    Не столь удивительно, когда за давностью лет мало кого интересуют политические страсти, кипевшие на противоположных берегах Атлантики полтора века…

promo ctakan_divanych august 28, 2016 00:24 68
Buy for 100 tokens
Эта запись три раза подвергалась "заморозке". Не ищите злой руки СБУ или Госдепа там где её нет. Всё намного проще. Получив материал, я не обратил внимания на имеющиеся в нём адреса электронной почты участников переписки... Выяснив всё у конфликтной комиссии, я удалил адреса электронной почты и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Четырёхмачтовый барк "Товарищ".

    О том, что плавать нам предстоит в третьем десятилетии двадцатого века, свидетельствовала. пожалуй, только радиорубка да небольшой паровой…

  • Трехмачтовый барк «Товарищ»

    Трехмачтовый барк «Товарищ» можно отнести к известной в мире серии из пяти морских парусных судов. Они схожи по своим мореходным качествам и…

  • Шхуна "Америка"

    Не столь удивительно, когда за давностью лет мало кого интересуют политические страсти, кипевшие на противоположных берегах Атлантики полтора века…