Об этом корабле не слышать мог, лишь, полный невежда. А в Англии и среди невежд такового не сыщешь. Ибо там клипер "Катти Сарк" предмет национальной гордости и престижа. Вспоминаю читанную в детстве книгу. Помощник капитана парохода заходит в каюту капитана:
- Сэр, разрешите прибавить пару? Нас догоняет какой-то парусник!
Капитан поднявшись на мостик берёт подзорную трубу, вглядывается в горизонт-
- Без толку! Это "Катти Сарк"!
И действительно, единственный и неповторимый по своей конструкции клипер заслуженно снискал любовь и восхищение всех моряков. О нём можно говорить и писать до бесконечности. Я же ограничусь историей названия.
В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка». Будущий владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Когда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки — народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию. Кроме того, носовая фигура клипера изображала эту ведьму.
Клипер Катти Сарк
Глава из книги С.И.Белкина, "Рассказы о знаменитых кораблях",
дополненная фотоматериалами.
Если сесть на маленький пароход у пирса напротив Вестминстерского аббатства в Лондоне и отправиться вниз по Темзе до Гринвича, то сначала перед путешественником откроются архитектурные памятники английской столицы: собор Св. Петра, Тауэр, старинные здания. Потом пойдут серые склады, суда, стоящие под погрузкой или выгрузкой. Берега становятся все менее интересными, путешественник уже не ждет никаких достопримечательностей. Вот Темза делает крутой поворот, и внезапно перед глазами возникает великолепный парусный корабль - клипер Катти Сарк.
Катти Сарк был создан в золотой век парусного флота - эру клиперов. Тысячелетний опыт строительства и эксплуатации парусных судов, многие научно-технические достижения, накопленные к середине XIX в. - все это было синтезировано при постройке клиперов - высшем и последнем этапе парусного судостроения. Все в конструкции клипера было подчинено скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, добротный корпус.
На трансатлантических линиях пароходы уже начали одерживать убедительные победы над парусниками, но на австралийских и дальневосточных океанских трассах протяженностью в половину земного шара все еще безраздельно господствовали клиперы - воплощение изящества, легкие, стремительные, и самым лучшим из них была Катти Сарк.
Капитан Джон Уиллис, судовладелец, был сыном отважного капитана, всю жизнь водившего суда с грузом чая из Китая в Англию. Сначала Джон Уиллис плавал на кораблях своего отца, потом стал капитаном высшей квалификации - капитаном клипера. Жизнь, проведенная в море, наложила свой отпечаток на внешний облик и характер этого человека. Он был суров, решителен, немногословен.
В один прекрасный день Уиллис предстал перед владельцами судостроительной фирмы Скоттом и Линтоном и обратился к ним с предложением построить для него самый быстроходный корабль по неслыханной цене 17 фунт. ст. за 1 т грузоподъемности. Корабль должен был обгонять все парусные и паровые суда.
Владельцы, зная характер Джона Уиллиса, понимали, что прежде чем обратиться к фирме, он все обдумал и подсчитал. Забегая вперед, скажем, что Катти Сарк оказа-лась первым и последним кораблем, построенным этой фирмой, так как компаньоны не сумели уложиться в те 17 фунтов за 1 т грузоподъемности, которые изъявил желание уплатить судовладелец, и разорились.
Владелец фирмы Геркюль Линтон лично возглавил разработку проекта клипера. Корабль поражал строгостью и законченностью форм, стройными линиями обводов. Обводы корпуса клипера - это лишь одно из условий его быстроходности. При прочих равных условиях самым быстроходным оказывался тот корабль, на котором можно было выставить больше парусов при самых сильных ветрах. Линтон предусмотрел на новом клипере 36 парусов общей площадью 3350 м2, так что, когда на судне поднимали все паруса, создавалось впечатление, что по поверхности океана летит огромное белое облако. Однако для того, чтобы можно было поставить все Йаруса при ураганном ветре, корпус и мачты клипера Должны были быть особенно прочными. Когда на своей верфи в Думбартоне (на р. Клайд) Скотт и Линтон начали встроить клипер, они особенное внимание уделили выбору материала корпуса, изготовлению корпусных конструкций и их соединению. Особенно удачной оказалась конструкция кормы. Она получилась настолько прочной, что, когда при особенно сильных штормах на других клиперах с бизань-мачты убирали все паруса (иначе мачту могло вырвать из корпуса), капитан нового клипера безбоязненно выставлял дополнительные паруса, уверенный, что конструкция не подведет.
После пожара в 2007 году корабль был вновь отреставрирован и стоит там же в Гринвиче в сухом доке.
Journal information