В конце тоннеля всегда есть свет. Хотя бы ... (ctakan_divanych) wrote,
В конце тоннеля всегда есть свет. Хотя бы ...
ctakan_divanych

Categories:

Наша гроза морей в Великой войне


С давних времён умы военных моряков будоражила идея подрыва безнаказанного подрыва неприятеля на недосягаемой от себя дистанции... Очевидно, эта идея впервые нашла себя ещё в применении брандеров. Но, более реальное развитие идея получила в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Именно тогда молодой лейтенант российского флота С.О.Макаров начал практиковать свои знаменитые "шестовые мины" доставляемые ночью на небольшик гребных, а позже и паровых катерах и баркасах к бортам турецких кораблей, и удачно тролля их по всему российско-черноморскому побережью, порой и причиняя противнику немалый ущерб завидно незначительными силами...
В дальнейшем, идея продолжала своё постепенное развитие, но наиболее убедительно она прозвучала уже в в 1917 году когда 7-го апреля "сорокафутовые" английские катера фирмы «Торникрофт» в районе Остенде атаковали отряд немецких эсминцев и потопили один из них. Дальше, больше. Их же, и следующий тип, «55-футовые катера», применили 17 июня 1919 г против Балтийского флота Советской России. На Большом Кронштадтском рейде был потоплен стоящий на якоре крейсер «Олег». Затем 18 августа в Средней гавани был потоплен крейсер «Память Азова», поврежден линкор «Андрей Первозванный». Из семи катеров было артогнём уничтожено три, но потери явно не сопоставимы.
К началу второй мировой войны каждая из ведущих держав в развитии торпедных катеров шла уже примерно по схожей, выясненной тропе. Рождая собственные проекты. Кто-то уповая на скорость, кто-то налегая на огневую мощь, кто-то на мореходные качества:

Англия: торпедные катера обозначались MTB (англ. Motor Torpedo Boat). MTB фирмы «Воспер» (англ. Vosper) имел скорость 37 уз, два 533-мм однотрубных торпедных аппарата, 2-3 пулемета калибром 7,62 — 12,7 мм, до 4 глубинных бомб.

Немецкий торпедный катер типа S-100
Германия: торпедные катера назывались нем. Schnellboot или нем. S-Boot. (Союзники их обозначали e-boat.) Тип S-26 имел следующие характеристики: водоизмещение 115 т, длина 34,95 м, скорость до 40 уз, вооружение два 533-мм торпедных аппарата (с двумя запасными торпедами) и два 20-мм зенитных автомата[19].

Американские торпедные катера типа PT 103
США: торпедные катера обозначались PT (англ. Patrol Torpedo boat). Катер типа PT 103 имел водоизмещение 50 т, длину 24 м, скорость до 45 уз, четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата, 12,7-мм пулеметы и 40-мм зенитные автоматы[20].

Япония: торпедные катера обозначались T. Торпедный катер Mitsubishi Т-14. Водоизмещение 15 т, длина наибольшая 15 м, ширина 3,65 м, среднее углубление 0,62 м. Один бензиновый двигатель типа 91 мощностью 920 л. с., скорость хода 33 узла. Вооружение: одна 25-мм пушка или 13,2-мм пулемет, две торпеды калибра 457 мм, два бомбомета или бомбосбрасывателя. Всего построено 52 единицы (бортовые номера 538 — 555, 839 — 848, 871 — 894), из них 7 погибли в боях.[21].


Но весь мир признаёт, что если брать в чистом виде задачу торпедной атаки, то тут венцом творения из всех имеющихся оказался советский проект "Г-5".



Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой – необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Вот несколько эпизодов из боевой деятельности лишь одной черноморской бригады торпедных катеров, которой командовал В. Проценко. При разработке операции по высадке десанта в Новороссийске торпедным катерам бригады поставили задачу уничтожить батареи и доты на новороссийском молу. И вот в ночь на 10 сентября 1943 года через 1 минуту 15 секунд после первого артиллерийского залпа наших кораблей советские катера выпустили торпеды... "Почти одновременный удар семи торпед по молу так тряхнул его, – вспоминал Проценко, – что малокалиберные автоматические пушки и пулеметы слетели с треног и очумевшие фашисты свалились с ног. А взрывы торпед, выпущенных под основание самого мощного дота на оконечности мола, разрушили его так, что тяжелая броневая плита придавила весь расчет. Уцелевшие фашисты не успели прийти в себя, когда на них навалились наши моряки-автоматчики".

Не менее интересным и необычным было боевое применение первых в истории ракетных катеров, которые начали поступать в бригаду летом 1943 года. На этих кораблях не было торпед, вместо них на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка с подвешенными к ней 132-мм реактивными снарядами. В ночь на 11 июня 1943 года три ракетных и два торпедных катера вышли к Новороссийску, чтобы подавить вражескую четырёхорудийную батарею сильно досаждавшую нашим войскам и кораблям на Южной Озерейке. Скрытно заняв исходную позицию, катерники дождались, когда летчики сбросят осветительные бомбы, после чего к берегу на полном ходу устремились два торпедных катера, чтобы вызвать на себя огонь вражеских орудий.

Как только прогремели первые выстрелы, ракетные катера дали пристрелочный залп, а потом небо прочертили десятки оранжево-красных хвостов от реактивных снарядов. На берегу взметнулись к небу огненные столбы, заполыхало пламя. Через несколько дней сдавшийся в плен румынский офицер рассказал, что снаряды "катюш" падали с большой точностью – от их разрывов взлетели в воздух штабеля заготовленных для стрельбы боеприпасов. В результате три из четырех орудий были выведены из строя и почти вся прислуга уничтожена. В ночь на 28 августа четыре ракетных катера совершили огневой налет на анапский аэродром, а три дня спустя эти же ракетоносцы, находясь в дозоре, огнем своих установок сумели рассеять девять вражеских катеров.

Вот ещё примеры героических действий торпедных катеров на Северном флоте. Много беспримерно смелых походов совершил блестящий мастер торпедного удара – дважды Герой Советского Coюза Александр Осипович Шабалин. Его катер с первых дней Великой Отечественной войны стал грозой для фашистских кораблей. Шабалин первым открыл боевой счет североморских торпедных катеров, потопив в сентябре 1941 года вражеский транспорт. От боя к бою росло воинское мастерство, оттачивалась командирская зрелость славного североморца. 22 декабря 1943 года, действуя против большого немецкого конвоя, Шабалин показал свое искусство, основанное на высоком мастерстве, сочетании смелости, риска и точного расчета.

Поздней ночью на малом ходу катер Шабалина приблизился к каравану противника. Фашистские корабли продолжали следовать своим курсом. Впереди шли два сторожевых корабля, "По обоим ударим, – уверенно сказал Шабалин и скомандовал: – Залп!". Едва первая торпеда успела разворотить борт фашистскому сторожевику, как следом за ней была выпущена еще одна торпеда, которая отправила на дно морское и второй корабль врага. Семь кораблей противника уничтожил Шабалин в лихих торпедных атаках.

22 февраля 1944 правительство присвоило Александру Шабалину звание Героя Советского Союза. Одной из самых замечательных операции, в которой наиболее ярко проявилось боевое мастерство офицера Шабалина, была Печенгская десантная операция, проведенная в октябре 1944 года. Необходимо было прорваться в порт, который враги укрепляли около трех лет. Все побережье было усеяно дотами, дзотами и крупными батареями. Путь был тяжелым. Передовые катера с десантниками вел прославленный североморец Шабалин. Ни шквальный огонь, ни ярость врага не заставили его повернуть обратно. У самого входа в залив фашисты обнаружили десант. С берегов полоснули прожекторы, ракеты. Александр Шабалин, как всегда, внимательно следил за окружающей обстановкой, находил наиболее безопасный путь. Всюду свист пуль, грохот взрывов... Но катер благополучно прорвался к причалу, и десантники высадились на берег. На другой день Шабалин снова привел свой катер к этому же месту и перебросил подкрепление. Высокое мастерство, героизм и отвага, спокойствие и выдержка помогли ему и на этот раз одержать блестящую победу над врагом. За эту операцию Александр Осипович Шабалин был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

Группа наших торпедных катеров вышла в море для атаки вражеского каравана. Была плохая видимость и трехбалльная волна. Катера пришли в заданный район. Старший лейтенант Георгий Паламарчук первым обнаружил неприятельские корабли. Их было много. Старший лейтенант повел свой катер в атаку. Немцы открыли интенсивный заградительный огонь. Они били из орудий главного калибра, стараясь преградить путь североморцам. В полярную ночь над небольшим квадратом моря стало светло, как днем. Паламарчук блестяще маневрировал, выбрав целью атаки миноносец. Ему наперерез пошли вражеские охотники, прикрывая караван дымовой завесой. Но уже ничто не могло помешать храброму офицеру Паламарчуку! Он видел цель и стремился к ней, прорываясь сквозь стену заградительного огня. Североморский катер подошел к неприятельскому миноносцу на предельно короткую дистанцию и произвел торпедный залп. Обе торпеды и попали в цель. Раздался мощный взрыв. Вражеский миноносец быстро скрылся под водой.

Паламарчук поставил дымовую завесу и начал отходить. В погоню за ним устремились пять немецких катеров-охотников. Завязался жестокий бой. Катер Паламарчука был опоясан со всех сторон водяными столбами всплесков. Над головами отважных североморцев свистели осколки снарядов. Все ближе и ближе к катеру ложились трассы огня. Паламарчук искусно маневрировал, но всё-таки один вражеский снаряд попал в катер и старший лейтенант почувствовал сильный ожог в ногах. Но он не подал и виду, лишь стиснул зубы от резкой боли. Никто из его подчиненных в напряженный момент боя не знал, что командир тяжело ранен. Георгий Паламарчук продолжал мужественно стоять на своем посту, управлять катером. Имя Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паламарчука – символ мужества, доблести, стойкости, боевого мастерства, беззаветной преданности Родине, верности воинскому долгу.

Соединения торпедных катеров в дни Великой Отечественной войны стали грозной боевой силой не только вблизи наших берегов, но и на дальних морских путях врага. Они топили гитлеровские военные корабли и транспорты с войсками и техникой, охраняли во время походов боевые корабли и караваны наших судов, несли дозорную службу, высаживали десанты, ставили минные заграждения. Тридцати шести матросам и офицерам торпедных катеров присвоено звание Героя Советского Союза.

Тактика применения торпедных катеров оставалась прежней, и дополнялась лишь взаимодействием с другими силами — прежде всего авиацией и надводными кораблями, для повышения боевой устойчивости. Однако когда вынуждала обстановка, катера действовали и самостоятельно. Кроме основной задачи, на катера временами возлагались дополнительные: разведка и дозор, высадка и эвакуация развед-диверсионных партий, охрана прибрежных конвоев, минные постановки, борьба с подводными лодками в прибрежных водах.

К сожалению, благодаря своему "авиационному типу катера Г-5 были очень плохо приспособлены для высадки десанта и доставки развед-диверсионных групп, и им на замену уже перед самой войной были спроектированы деревянные дизельные катера Д-3 с плоской палубой и требными торпедными аппаратами, что являлось из несомненным преимуществом не смотря на сниженные показатели в скорости, но о них уже в другой раз...
Б
Tags: Боевая техника. Вооружения. Армия.МО., Наша победа. Война., СССР .Сталин.Переосмысление.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ctakan_divanych august 28, 2016 00:24 68
Buy for 100 tokens
Эта запись три раза подвергалась "заморозке". Не ищите злой руки СБУ или Госдепа там где её нет. Всё намного проще. Получив материал, я не обратил внимания на имеющиеся в нём адреса электронной почты участников переписки... Выяснив всё у конфликтной комиссии, я удалил адреса электронной почты и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal